Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682

Проблема, которая замедляет социально-экономическое развитие сельских поселений Курской области — это высокий уровень урбанизации, который обусловлен тем, что большая часть трудоспособного населения уезжает из сёл. Высокая степень миграции связана со слабо развитой инфраструктурой, отсутствием рабочих мест и рядом других факторов.

Анализируя ситуацию в области развития малого и среднего бизнеса в Курской области, мы можем выделить следующие проблемы (рисунок 1): слабая ориентированность нормативной правовой базы на стимулирование развития малого предпринимательства, включая налоговое, трудовое, гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности субъектов малого бизнеса; недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов МСП; наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП; недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе. Слабо реализуется потенциал высших учебных заведений в подготовке специалистов по характерным для МСП специальностям: маркетингу, менеджменту, коммерции и другим; социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде; недобросовестная конкуренция на товарных рынках по отношению к малым предприятиям.

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Система устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа — это система единых в масштабе округа подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества [57, с.18].

Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса во многих регионах России отсутствует или существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, технопарки, агентства и центры развития малого и среднего предпринимательства ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо либо вовсе не выполняя ее.

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг, нет четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры.

Региональные различия в развитии малого бизнеса являютсяследствием разницы в региональных условиях формирования малогобизнеса и системы его государственной поддержки. Следует отметить, что в структуре управления федеральными округами нет ответственных за развитие данного сектора экономики, в то время как особенности малого предпринимательства (высокая смертность, недостаток финансовых ресурсов и др.) требуют специфических мер государственного воздействия. Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства исходя из представлений региональных чиновников, а значит данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки малому бизнесу [45, с.60].

Анализ эффективности малого и среднего бизнеса в регионах России

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивый научно-технический прогресс имеет тенденцию к концентрации производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.

Еще почитать:  Какие нужны документы на вступление в наследство

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества.

Кроме того, для расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года. В рамках реализации НГС совершенствуется процедуры взаимодействия с предпринимателями, повышается эффективность использования ресурсов, разрабатываются новые гарантийные продукты. Система предусматривает внедрение трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП:

О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в регионах России

Говоря о развитии нефтегазового комплекса, как сектора отечественной экономики директор ЗапСибБурНИПИ, профессор Яраги Курбанов также предлагает делать акцент на малые и средние предприятия. Цитата: «В мировой практике до 70% (производства) приходится на малые и средние предприятия. На Западе именно они являются локомотивами отрасли. Именно скудное присутствие малых и средних компаний (в России) на рынке является причиной отсутствия уникальных разработок и, как следствие, низкого коэффициента извлечения нефти».

Так, на наш взгляд, состояние малого и среднего предпринимательства требует довольно детального и глубокого маркетингового анализа. В частности постоянно приходится сталкиваться с тем, что фактические и статистические данные по МСП в России существенно отличаются, что определяет необходимость их актуализации. При проведении исследований в регионах России мы постоянно сталкиваемся с несовпадением фактических данных по МСП с данными официальной статистики.

Малый и средний бизнес в экономике региона и его развитие

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Самарской области осуществляется с 1993 года, тогда в нашей области впервые в России была создана структура власти, курирующая данное направление экономики. В 1999 году была разработана областная целевая программа поддержки и развития малого бизнеса, были выделены средства в областном бюджете на ее реализацию, принят региональный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Самарской области».[11] Сегодня государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Самарской области включает в себя значительное количество различных организаций, которые оказывают субъектам малого и среднего предпринимательства помощь в своей деятельности.

На прошедшем в сентябре-октябре 2013 года XII Международном инвестиционном форуме Сочи-2013 премьер-министр РФ Медведев подчеркнул важность защиты прав бизнесменов, призвав избавляться от предвзятого отношения к предпринимательству, предложив передать полномочия по введению налоговых каникул на региональный и местный уровень в определенных областях, прежде всего производственных сферах деятельности. Сделано это по причине прекращения и пресечения ухода от налогов. Но при достаточной иерархии контроля такие риски возможно уменьшить, а все полномочия по введению соответствующих налоговый: каникул должны быпь сконцентрированы на региональном и местном уровнях. На форуме было предложено создать Федеральный гарантийный фонд для поддержки малого и среднего предпринимательства, выделив на это из бюджета на 2014 год 70 млрд рублей. Малое и среднее предпринимательство особенно страдает от недостатка «дешевых» и «длинныгх» денег. Для доступности и открытости денежных ресурсов, расширить прямую финансовую поддержку необходимо создать Федеральный гарантийный фонд. Не менее 15 % объема закупок со стороны компаний с госучастием и инфраструктурных монополий, как и в случае с госзаказом, должно приходиться на малые предприятия. В рамках федеральной контрактной системы с 1 января 2014 года не менее 15 % годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и социально ориентированным некоммерческим организациям. Аналогичные подходы должны быть установлены и для закупок инфраструктурных монополий и компаний с преимущественным государственным участием[16].

Еще почитать:  Как выплатить пособие на погребение умершему сотруднику в 2020 году

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Финансовая поддержка малому и среднему бизнесу в этом году оказывается и областными фондами, в т.ч. Фондом развития промышленности, Фондом поддержки внешнеэкономической деятельности, Гарантийным фондом, Фондом развития микрофинансирования. Например, Фонд поддержки ВЭД направит на эти цели в 2020 году почти 20,3 млн руб., а Гарантийный фонд – 66,5 млн руб.

Особо надо выделить субсидии, предоставляемые субъектам МСП Подмосковья. Почти тысяча предпринимателей и других представителей сегмента малого и среднего бизнеса получили субсидии за 4 последних года на общую сумму свыше 1,82 млрд руб. В 2014 г. субсидии были выделены 234 субъектам МСП на общую сумму более 477 млн руб., в 2020 г. – 321 представителям МСП (всего на сумму более 551,6 млн руб.), в 2020 г. – 272 субъектам МСП (общая сумма – 481 млн руб.), в 2020 г. – 145 представителям малого и среднего бизнеса (общая сумма субсидирования – 360 млн руб.).

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь как постановление Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи.

Региональные особенности развития малого предпринимательства в России

По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже тогда, когда 20-30% граждан страны имеют собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.

По словам председателя совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Давида Якобашвили, российский молочный рынок на сегодняшний день представляет собой не очень радостную картину. Переработкой молока и молочной продукции должны заниматься около 3200 заводов России. Но 80% всех российских продуктов изготовляют чуть больше ста заводов. При этом перерабатывают они всего 40% производимого российского молока. Остальное или перерабатывается в условиях натурального хозяйства, как правило, — дома, или продается прямо из цистерн.2 Таким образом, в данной сфере есть еще место для развития малого предпринимательства.