Прессрелиз Решением Суда Чернобыльцу Установлено Возмещение Вреда

КС по делу чернобыльца постановил пересмотреть не закон, а судебные решения

Лишение права на возмещение вреда военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции еще 1 декабря 1997 года. В соответствии с этим решением КС РФ в 2001 году сложилось новое правовое регулирование в данной сфере, были установлены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих.

Позиция заявителя. Согласно оспариваемой норме граждане, которые до вступления в силу данного закона получали суммы возмещения вреда, исчисленные из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, вправе сохранить ранее установленный размер выплат. А тем, кто их не получал, после вступления в силу закона ежемесячные компенсации устанавливаются в фиксированной сумме.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от N 44-КГ15-19

Между тем I группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% Антропову В.А. определены решением бюро N 15 филиала Федерального казенного учреждения «Государственное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» от 3 сентября 2014 года, то есть после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом — Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

Дело № 5-КГ13-78

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2013 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки доводов жалобы по его материалам, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судом установлено, что Цветков В.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему установлена группа инвалидности и процент утраты трудоспособности в связи с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истцу с 2001 года установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью исходя из твёрдой денежной суммы с последующей индексацией. Вступившим в законную силу решением суда от 18 февраля 2008 года истцу с 1 января 2008 года установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью и взыскана задолженность по выплатам с учётом индексации за период с 2001 года по 2007 год. Задолженность взыскана судом исходя из установленного размера компенсации в твёрдой денежной сумме с применением соответствующих коэффициентов.

Чернобылец из Кабардино-Балкарии потребовал повторного рассмотрения дела о компенсации

Как писал «Кавказский узел», в сентябре 2014 года ЕСПЧ начал коммуникацию по делу участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Владимира Ворокова и других «чернобыльцев», пожаловавшихся на невыплату компенсаций морального вреда. 7 ноября 2020 года ЕСПЧ счел законными судебные решения о выплате компенсаций, отмененные Верховным судом Кабардино-Балкарии. При этом Евросуд признал, что в отношении «чернобыльцев» имело место нарушение статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2011-2012 годах суды в Кабардино-Балкарии удовлетворили иски 51 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС к Минфину России о компенсации морального вреда и обязали власти выплатить 484 истцам более 670 миллионов рублей. В течение почти года людям выплачивались компенсации в размере около 1,5 миллиона рублей, при этом, по утверждению самих «чернобыльцев», на руки они получали ровно половину этой суммы. В июле 2012 года Верховный суд республики начал отменять решения о компенсациях и взыскивать с «чернобыльцев» выплаченные им деньги. Выплаты компенсаций за событие 1986 года суд признал неправомерным, так как закон о компенсации морального вреда был принят только в 1994 году.

Еще почитать:  Какой Прожиточный Минимум В Городе Ставрополе И Будут Ли Какие То Изменения В Лучшую Сторону

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г

1. Признать положение части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

В Оренбургской области инвалиду-чернобыльцу выплатили задолженность по компенсации вреда здоровью

Оренбург, 20 апреля 2006, 13:09 — REGNUM В 2005 году в прокуратуру Шарлыкского района поступило заявление от Николая Пашкова — участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения, имеющего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием и ставшего инвалидом 2 группы. В заявлении Николай указал, что органы социальной защиты населения отказали в индексации в полной мере сумм возмещения вреда здоровью как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Генпрокуратуре РФ.

29 марта 2005 года Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области Николаю Пашкову было направлено письмо, в котором указано, что ежегодная индексация сумм возмещения вреда устанавливается с 26.04.2004 г. (№31-ФЗ) исходя из уровня инфляции, определяемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, но не из прожиточного минимума, как было ранее.

Из зала суда

На территории Заречного проживают 618 граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 549 – участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 году, 63 – проживавшие ранее в населённых пунктах, подвергшихся загрязнению после аварии в 1957 году на ПО «Маяк», 5 человек – из подразделений особого риска и 1 – участник испытаний на ядерном полигоне в Семипалатинске. Все они состоят на учёте в Управлении социальной защиты г.Заречный.

Ответчик пояснил, что эти суммы он получал, но почему-то с июля 2000 года они не индексировались. Он просит сделать это в 2000 и 2001 годах по индексу роста МРОТ, с 2002 по 2004 год – по уровню прожиточного минимума для пенсионеров в Свердловской области, а с 2004 года – на основании индексов, установленных постановлениями Правительства РФ и ФЗ «О бюджете в РФ». Он просит недополученную сумму индексации за указанный период взыскать и обязать ответчика с 1 декабря 2007 года выплачивать все суммы с учётом индексации и впоследствии индексировать эти суммы в установленном законом порядке.

Определение СК по гражданским делам Пензенского обл

10 апреля 2001 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе председательствующего Прошиной Л.П., судей Мамоновой Т.И. и Рыжова В.М. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 28 февраля 2001 года, которым постановлено:

Представители ответчиков с исковыми требованиями не согласились, в своих возражениях указали, что вышеуказанный закон «О минимальном размере оплаты труда» не установил единый размер минимальной оплаты труда, применяемый для всех категорий выплат, и на повышение размера возмещения вреда на получателей по закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не распространяется.

Прессрелиз Решением Суда Чернобыльцу Установлено Возмещение Вреда

Надлежащим процессуальным представителем Российской Федерации по делам возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, являются органы местного самоуправления, на которые муниципальными правовыми актами возложено осуществление социальной защиты населения (далее – органы социальной защиты населения); а также иные государственные органы и юридические лица, уполномоченные в порядке части 3 статьи 125 ГК РФ, назначать и выплачивать предусмотренные базовым Законом выплаты (в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. №607 “О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС”).

Еще почитать:  Всегда Ли Нужно Сообщать О Смене Работы Приставам

В связи с внесением изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, а также принятием Конституционным Судом Российской Федерации 19 июня 2002 г. Постановления №11-П, принимая во внимание возникшие в судебной практике вопросы, связанные с применением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также, обсудив материалы обобщения практики рассмотрения судами по данной категории дел, связанных с реализацией гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992г. № 3061-1, Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, от 11 декабря 1996 г. № 149-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 17 апреля 1999 г. № 79-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 127-ФЗ, от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ (ред. 29 декабря 2001 г.), от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ, от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ, от 11 декабря 2002 г. № 168-ФЗ, от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, с изменениями, внесенными Законом РФ от 26 ноября 1998г. № 175-ФЗ, Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ №11-П, Федеральным законом oт 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ (далее — базовый Закон), Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

Разъяснение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам

Статьей 5 названного Закона установлено, что предусмотренное им возмещение вреда является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Прессрелиз Решением Суда Чернобыльцу Установлено Возмещение Вреда

Между тем изменение правового регулирования отношений по социальной защите указанной категории граждан, произведенное федеральным законодателем, само по себе не означает, что государство снизило объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и признанным инвалидами, — в системе нового правового регулирования сохранение прежнего объема возмещения вреда их здоровью могло быть обеспечено при условии применения иных правовых способов возмещения данного вреда.

28 ноября 2002 г. Новосибирский межведомственный экспертный совет вынес решение, согласно которому заболевание Бриль В.Э. связано с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.88).

Решения судов по выплатам чернобыльцам

и если по делу об оставлении без рассмотрения достигнут, то заявление подается непосредственно к руководителю органа по выдаче транзакции заявления о выдаче судебного приказа в срок, установленный для принятия наследства. Например, жалоба подается в районное судебное заседание в связи с необходимостью представления в суд в орган опеки и попечительства (ст. ст. 131-132 ГПК РФ).

1) подачи жалобы в суд надзорной инстанции надзорной инстанции в кассационном порядке в течение трех дней со дня поступления заявления о восстановлении пропущенного срока подачи направления оснований недействительным и об отказе в признании факта принадлежности правоустанавливающих документов.